Парциальная образовательная программа "Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста" (далее – Программа) предназначена для использования в группах общеразвивающей и комбинированной направленностей дошкольных образовательных организациях по формирования у детей 3 – 7 лет основ безопасного поведения. Программа разработана является частью ОП МБДОУ д/с № 414, формируемой участниками образовательных отношений. Программа определяет семью как основу воспитательного процесса и необходимость совместного взаимодействия семьи и ДОУ. Общение, контакты, совместная с взрослыми деятельность имеют первоочередное значение для формирования мотивов безопасного поведения и накопления опыта детей. Развивающая предметно-пространственная среда предусматривает место, где дети могут посидеть за столиком, посмотреть книги, альбомы, поиграть в игры по основам безопасности. Поставленные задачи решаются в процессе различных детских видах деятельности. Ребенок дошкольного возраста познает жизнь через игру, которая является ведущим видом деятельности дошкольника, от содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действует активно. В беседах с детьми рассказывается, какие сезонные изменения происходят в каждое время года (гололед, лужи, ямы, опавшие листья и т.д.). Для предупреждения дорожно-транспортных происшествий уделяется много внимания продуктивной деятельности – это рисование дорог, дорожных знаков, аппликации, лепка по тему дорожного движения. В процессе всей деятельности детям прививаются навыки культурного и дисциплинированного поведения на улицах и дорогах. При ознакомлении с правилами противопожарной безопасности учим каждого ребенка правильно реагировать в экстренных ситуациях, даем представление о причинах пожара, формируем правильное отношение к огнеопасным предметам. Для того чтобы дети соблюдали правила поведения на пожаре, проводим сюжетно-ролевую игру «При пожаре звони 01». В процессе сюжетно-ролевых игр на тему пожарной безопасности используется многофункциональный домик «Чудо-Дом», который изготовлен как для сюжетно-ролевых игр детей, так и дидактических игр. Дети постепенно начинают понимать, что детские шалости с огнем могут привести к беде. Работа по тематическому направлению "Личная безопасность" осуществляется через чтение книг, беседы, инсценировки, рассказы детям о несовпадении приятной внешности и недобрых намерений. На примере сказок «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка» с детьми обсуждаются ситуации, связанные с незнакомыми людьми и их поведением. Широко используются дидактические игры, которые помогают детям усвоить прямые запреты на использование предметов домашнего быта (розетки, электроприборы, лекарства). Заучивание стихотворений об опасных предметах, разгадывание загадок дети учатся пользоваться предметами, которые могут быть опасными, определять какие это предметы (иголки, ножи, булавки, пила и т.д.) В процессе знакомства с опасными предметами создаются игровые ситуации, например, «Что случится, если не выключить утюг?», «Кто стучится в дверь ко мне». Составляем творческие рассказы «Если дома ты один», «Таблетки – не конфетки». Совместно с родителями проводятся мероприятия: «Дни здоровья», «День ГИБДД», «Тренировочная эвакуация», «КВН: Если б не было беды!» и другое.Если правила безопасности кем-то забываются, то дети дошкольного возраста мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка к логичности поможет взрослым обучить его. Программа обеспечивает развитие у детей инженерных и естественно-научных компетенций.